АвтоВАЗ и ГАЗ всегда были самыми популярными автомобилями в СССР и России. Некоторые даже считают, что с них и началась автомобильная промышленность, но это, конечно же, не так.
В 1896 году в Нижнем Новгороде был представлен первый российский серийный автомобиль, получивший название «Автомобиль Фрезе и Яковлева».
Он был не похож на современные машины, но для своего времени это была очень интересная и конкурентноспособная модель.
Как и у многих проектов в автоиндустрии, у него была очень интересная судьба со своими взлетами и падениями.
Кратко
- Кто создал автомобиль
Сколько длилась разработка машины
Чем удивлял автомобиль
Сколько стоил автомобиль
Когда завершилось производство
Какие автомобили сохранились
Влияние на автоиндустрию
Кто создал автомобиль
Петр Фрезе слева, Евгений Яковлев справа
Многие автомобильные марки названы в честь своих создателей, и автомобиль Фрезе и Яковлева не является исключением. О концепции бренда тогда никто не задумывался, поэтому в названии фактически есть слово автомобиль, чтобы было понимание, о чем идет речь.
Автомобиль был создан двумя российскими промышленниками и изобретателями: Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.
Коротко о каждом
▶︎ Петр Фрезе родился в 1844 году в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к дворянскому роду, члены которого занимались горной добычей.
В 1874 году он основал компанию по производству конных экипажей, которая впоследствии стала выпускать кареты для императора и его семьи.
▶︎ Евгений Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. С 1875 по 1884 год он проходил службу во флоте, дослужился до звания лейтенанта.
В 1884 году был «уволен со службы по домашним обстоятельствам» и начал заниматься изучением двигателей внутреннего сгорания. В 1891 году запустил завод, на котором выпускал собственные двигатели.
Предприниматели встретились в Чикаго. Они приехали на Всемирную выставку 1893 года, которая до сих пор считается одной из самых масштабных в истории.
Benz Velo
Они приехали на выставку в качестве участников. Фрезе привез в США образцы повозок, а Яковлев — собственные двигатели. Оба изобретателя получили в Чикаго по бронзовой медали.
Познакомились они в павильоне Benz, где были выставлены автомобили Benz Victoria и Velo. На тот момент это были одни из первых коммерчески успешных автомобилей.
Фрезе и Яковлев решили, что им стоит выпустить аналогичный автомобиль, но с некоторыми улучшениями.
◦ Назад ◬
Сколько длилась разработка машины
Когда именно стартовал проект, неизвестно.
Но в 1894 году император Александр III анонсировал Всероссийскую промышленную выставку в Нижнем Новгороде, которая должна была пройти 1896 году, и Фрезе с Яковлевым решили в ней участвовать.
Подробности их совместной работы тоже неизвестны. Но уже весной 1896 автомобиль был готов, в мае начались первые испытания, а 14 июля состоялась официальная презентация на Всероссийской промышленной выставке.
Газета на русском и немецком языке, в которой рассказывалось об автомобиле Фрезе Яковлева
Вот как описывал автомобиль журналист Владимир Анфилов в журнале «Самокат», выпуск 123 от 11 мая 1896 года:
По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской.
Владимир Анфилов, журналист
Позже об автомобили Фрезе и Яковлева написали и другие газеты.
◦ Назад ◬
Чем удивлял автомобиль
Внешне машина напоминала Benz Velo, но это не была копия. Фрезе и Яковлев использовали оригинальные комплектующие и внесли немало конструктивных изменений.
Это был классический фаэтон того времени с откидным верхом, вмещающий два человека. За кузов, колеса и ходовую часть отвечал Фрезе, а Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию.
Мотор имел мощность 2 л.с. и позволял развивать максимальную скорость 20 км/ч. Для сравнения в Benz Velo изначально имел двигатель 1,5 л.с. Впоследствии мощность была увеличена до 3,5 л.с.
Двигатель Яковлева был легче, чем у Бенца. Кроме того, Яковлев добавил испарительную систему охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась.
Для хранения воды в машине было предусмотрено два бака, в совокупности они имели объем 30 литров.
Автомобиль имел заднеприводную конструкцию. Крутящий момент с двигателя на колеса передавался через две цепи, которые были связаны промежуточным валом с закрепленными на нем шкивами.
Коробка имела только две передачи: вперед (D) и нейтральный режим (N). Запаса топлива хватало на 200 км.
По своим характеристикам автомобиль Фрезе и Яковлева был конкурентом Benz Velo. А это был первый в мире серийный четырёхколёсный автомобиль Карла Бенца, поэтому уровень качества был очень высокий.
◦ Назад ◬
Сколько стоил автомобиль
Свою машину изобретатели оценили в 1500 рублей. Это примерно 2,5 млн рублей по текущему курсу.
Механический экипаж, с виду похожий на обыкновенный фаэтон, но приводимый в движение небольшим бензиновым двигателем, экипаж этот оценивается в 1500 рублей и в час может делать по шоссейной дороге до 20 верст (21 км — прим. iPhones.ru).
Газета «Каспий» от 27 августа 1896 года
Ценник был немаленьким, но машина стоила в два раза дешевле немецких и французских аналогов. Однако позволить её могли только очень богатые люди. Лошадь тогда стоила 50 рублей, а среднее жалованье рабочего составляло 25 рублей в месяц. Ни о каких кредитах речи не шло, а производство работало только под заказ.
Сколько было произведено машин, неизвестно. Единственное, что можно утверждать, что спрос был небольшим. Отчасти это связано с реакцией Николай II, который посетил нижегородскую выставку и сам увидел первую российскую машину.
Смотреть не на что, за границей лучше.
Николай II, запись из его дневника
За двигатель и экипаж Яковлев и Фрезе были удостоены лишь серебряных медалей на выставке. Крупные газеты об их изобретении не написали.
◦ Назад ◬
Когда завершилось производство
После выставки инженеры продолжили улучшать автомобиль, но в 1898 году умер Яковлев. Его наследники не захотели заниматься машинами, поэтому Фрезе фактически остался один с проектом.
Аналогичных российских моторов на тот момент не было, поэтому Фрезе начал закупать двигатели и коробки передач во Франции и устанавливать их на свои автомобили.
Несмотря на это, автомобиль все равно покупали. С 1901 по 1903 год компания Фрезе выпустила около сотни легковых автомобилей, но они уже не были полностью российскими. Можно считать, что предприятие было успешным, потому что в будущем Фрезе открыл фабрики в Москве и Варшаве.
В 1901 году Фрезе представил первый российский грузовой автомобиль. Его грузоподъемность составляла 960 кг. В 1903 году компания выпустила первый почтовый фургон, а в 1904 году — первую пожарную машину.
Считается, что решение о выпуске пожарной машины было принято после пожара в Почтовом ведомстве Санкт-Петербурга в 1904 году. Тогда в пожаре сгорели все почтовые автомобили Фрезе, они были выпущены за полгода до происшествия.
В 1910 году Фрезе продал свою фабрику рижской компании «Руссо-Балт». На тот момент ему было 66 лет. Оставшиеся 8 лет жизни он провел в своем имении в Тверской области.
◦ Назад ◬
Какие автомобили сохранились
Автомобиль Любови Елизаветины
К сожалению, сегодня остался только один автомобиль Фрезе Яковлева, и то полноценным назвать его нельзя.
Им владеет искусствовед Любовь Елизаветина. Автомобиль она купила в конце 90-х. По её словам, он принадлежал реконструктору Спартаку Григоряну, который занимался восстановлением машины в 80-х, но не успел закончить работу.
На восстановление машины ушло 23 года. Проект был закончен только в 2023 году. Многие детали кузова пришлось заменить. Вместо бензинового двигателя установлен электромотор, а другие технические компоненты были взяты с автомобилей 20 века.
Сейчас эту машину можно увидеть на различных автовыставках и музеях.
Также в 1996 году в Научно-техническом центре журнала Авторевью были созданы три реплики машины. Одна из них располагается в экспозиции Политехнического музея Москвы.
◦ Назад ◬
Влияние на автоиндустрию
Хотя автомобиль Фрезе и Яковлева не получил продолжения, он все равно оставил свой вклад в истории. И не только в качестве первого серийного российского автомобиля.
Используя свои наработки Фрезе смог выпустить множество первым технических автомобилей в России, которые не отставали от западных конкурентов по своим техническим характеристикам.
Кроме того, эта машина Фрезе и Яковлева так и осталась единственной серийной в дореволюционной России. В будущем автомобильная промышленность развивалась уже под советской властью.
◦ Назад ◬
Ещё интересное, чтобы расширить горизонт 🙌
▶︎ Чем бензиновый двигатель отличается от дизельного. Знатоки, что скажете
▶︎ Как компания Nio из Китая уделала все электрокары мира. Когда аккумулятор всё, его поменяют на новый за 5 минут
▶︎ Это китайская дорога с движением на 50 полос, где все машины стоят в гигантской пробке. Не жалуйтесь на Москву