Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

АвтоВАЗ и ГАЗ всегда были самыми популярными автомобилями в СССР и России. Некоторые даже считают, что с них и началась автомобильная промышленность, но это, конечно же, не так.

В 1896 году в Нижнем Новгороде был представлен первый российский серийный автомобиль, получивший название «Автомобиль Фрезе и Яковлева».

Он был не похож на современные машины, но для своего времени это была очень интересная и конкурентноспособная модель.

Как и у многих проектов в автоиндустрии, у него была очень интересная судьба со своими взлетами и падениями.

Кратко

  • Кто создал автомобиль
    Сколько длилась разработка машины
    Чем удивлял автомобиль
    Сколько стоил автомобиль
    Когда завершилось производство
    Какие автомобили сохранились
    Влияние на автоиндустрию

Кто создал автомобиль


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Петр Фрезе слева, Евгений Яковлев справа

Многие автомобильные марки названы в честь своих создателей, и автомобиль Фрезе и Яковлева не является исключением. О концепции бренда тогда никто не задумывался, поэтому в названии фактически есть слово автомобиль, чтобы было понимание, о чем идет речь.

Автомобиль был создан двумя российскими промышленниками и изобретателями: Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.

Коротко о каждом

▶︎ Петр Фрезе родился в 1844 году в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к дворянскому роду, члены которого занимались горной добычей.

В 1874 году он основал компанию по производству конных экипажей, которая впоследствии стала выпускать кареты для императора и его семьи.

▶︎ Евгений Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. С 1875 по 1884 год он проходил службу во флоте, дослужился до звания лейтенанта.

В 1884 году был «уволен со службы по домашним обстоятельствам» и начал заниматься изучением двигателей внутреннего сгорания. В 1891 году запустил завод, на котором выпускал собственные двигатели.

Предприниматели встретились в Чикаго. Они приехали на Всемирную выставку 1893 года, которая до сих пор считается одной из самых масштабных в истории.


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Benz Velo

Они приехали на выставку в качестве участников. Фрезе привез в США образцы повозок, а Яковлев — собственные двигатели. Оба изобретателя получили в Чикаго по бронзовой медали.

Познакомились они в павильоне Benz, где были выставлены автомобили Benz Victoria и Velo. На тот момент это были одни из первых коммерчески успешных автомобилей.

Фрезе и Яковлев решили, что им стоит выпустить аналогичный автомобиль, но с некоторыми улучшениями.

◦ Назад ◬

Сколько длилась разработка машины


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Когда именно стартовал проект, неизвестно.

Но в 1894 году император Александр III анонсировал Всероссийскую промышленную выставку в Нижнем Новгороде, которая должна была пройти 1896 году, и Фрезе с Яковлевым решили в ней участвовать.

Подробности их совместной работы тоже неизвестны. Но уже весной 1896 автомобиль был готов, в мае начались первые испытания, а 14 июля состоялась официальная презентация на Всероссийской промышленной выставке.


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Газета на русском и немецком языке, в которой рассказывалось об автомобиле Фрезе Яковлева

Вот как описывал автомобиль журналист Владимир Анфилов в журнале «Самокат», выпуск 123 от 11 мая 1896 года:

По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской.

Владимир Анфилов, журналист

Позже об автомобили Фрезе и Яковлева написали и другие газеты.

◦ Назад ◬

Чем удивлял автомобиль


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Внешне машина напоминала Benz Velo, но это не была копия. Фрезе и Яковлев использовали оригинальные комплектующие и внесли немало конструктивных изменений.

Это был классический фаэтон того времени с откидным верхом, вмещающий два человека. За кузов, колеса и ходовую часть отвечал Фрезе, а Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию.

Мотор имел мощность 2 л.с. и позволял развивать максимальную скорость 20 км/ч. Для сравнения в Benz Velo изначально имел двигатель 1,5 л.с. Впоследствии мощность была увеличена до 3,5 л.с.


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Двигатель Яковлева был легче, чем у Бенца. Кроме того, Яковлев добавил испарительную систему охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась.

Для хранения воды в машине было предусмотрено два бака, в совокупности они имели объем 30 литров.

Автомобиль имел заднеприводную конструкцию. Крутящий момент с двигателя на колеса передавался через две цепи, которые были связаны промежуточным валом с закрепленными на нем шкивами.

Коробка имела только две передачи: вперед (D) и нейтральный режим (N). Запаса топлива хватало на 200 км.

По своим характеристикам автомобиль Фрезе и Яковлева был конкурентом Benz Velo. А это был первый в мире серийный четырёхколёсный автомобиль Карла Бенца, поэтому уровень качества был очень высокий.

◦ Назад ◬

Сколько стоил автомобиль


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Свою машину изобретатели оценили в 1500 рублей. Это примерно 2,5 млн рублей по текущему курсу.

Механический экипаж, с виду похожий на обыкновенный фаэтон, но приводимый в движение небольшим бензиновым двигателем, экипаж этот оценивается в 1500 рублей и в час может делать по шоссейной дороге до 20 верст (21 км — прим. iPhones.ru).

Газета «Каспий» от 27 августа 1896 года

Ценник был немаленьким, но машина стоила в два раза дешевле немецких и французских аналогов. Однако позволить её могли только очень богатые люди. Лошадь тогда стоила 50 рублей, а среднее жалованье рабочего составляло 25 рублей в месяц. Ни о каких кредитах речи не шло, а производство работало только под заказ.

Сколько было произведено машин, неизвестно. Единственное, что можно утверждать, что спрос был небольшим. Отчасти это связано с реакцией Николай II, который посетил нижегородскую выставку и сам увидел первую российскую машину.

Смотреть не на что, за границей лучше.

Николай II, запись из его дневника

За двигатель и экипаж Яковлев и Фрезе были удостоены лишь серебряных медалей на выставке. Крупные газеты об их изобретении не написали.

◦ Назад ◬

Когда завершилось производство


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

После выставки инженеры продолжили улучшать автомобиль, но в 1898 году умер Яковлев. Его наследники не захотели заниматься машинами, поэтому Фрезе фактически остался один с проектом.

Аналогичных российских моторов на тот момент не было, поэтому Фрезе начал закупать двигатели и коробки передач во Франции и устанавливать их на свои автомобили.

Несмотря на это, автомобиль все равно покупали. С 1901 по 1903 год компания Фрезе выпустила около сотни легковых автомобилей, но они уже не были полностью российскими. Можно считать, что предприятие было успешным, потому что в будущем Фрезе открыл фабрики в Москве и Варшаве.


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

В 1901 году Фрезе представил первый российский грузовой автомобиль. Его грузоподъемность составляла 960 кг. В 1903 году компания выпустила первый почтовый фургон, а в 1904 году — первую пожарную машину.

Считается, что решение о выпуске пожарной машины было принято после пожара в Почтовом ведомстве Санкт-Петербурга в 1904 году. Тогда в пожаре сгорели все почтовые автомобили Фрезе, они были выпущены за полгода до происшествия.

В 1910 году Фрезе продал свою фабрику рижской компании «Руссо-Балт». На тот момент ему было 66 лет. Оставшиеся 8 лет жизни он провел в своем имении в Тверской области.

◦ Назад ◬

Какие автомобили сохранились


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Автомобиль Любови Елизаветины

К сожалению, сегодня остался только один автомобиль Фрезе Яковлева, и то полноценным назвать его нельзя.

Им владеет искусствовед Любовь Елизаветина. Автомобиль она купила в конце 90-х. По её словам, он принадлежал реконструктору Спартаку Григоряну, который занимался восстановлением машины в 80-х, но не успел закончить работу.

На восстановление машины ушло 23 года. Проект был закончен только в 2023 году. Многие детали кузова пришлось заменить. Вместо бензинового двигателя установлен электромотор, а другие технические компоненты были взяты с автомобилей 20 века.

Сейчас эту машину можно увидеть на различных автовыставках и музеях.

Также в 1996 году в Научно-техническом центре журнала Авторевью были созданы три реплики машины. Одна из них располагается в экспозиции Политехнического музея Москвы.

◦ Назад ◬

Влияние на автоиндустрию


Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Хотя автомобиль Фрезе и Яковлева не получил продолжения, он все равно оставил свой вклад в истории. И не только в качестве первого серийного российского автомобиля.

Используя свои наработки Фрезе смог выпустить множество первым технических автомобилей в России, которые не отставали от западных конкурентов по своим техническим характеристикам.

Кроме того, эта машина Фрезе и Яковлева так и осталась единственной серийной в дореволюционной России. В будущем автомобильная промышленность развивалась уже под советской властью.

◦ Назад ◬

Ещё интересное, чтобы расширить горизонт 🙌

▶︎ Чем бензиновый двигатель отличается от дизельного. Знатоки, что скажете

▶︎ Как компания Nio из Китая уделала все электрокары мира. Когда аккумулятор всё, его поменяют на новый за 5 минут

▶︎ Это китайская дорога с движением на 50 полос, где все машины стоят в гигантской пробке. Не жалуйтесь на Москву

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: